История | Задачи | Программа развития | Документы | Научная работа Программа "Одарённые дети" | Воспитательная работа | КПМО | Мониторинг

Воспитательная работа

Концепция воспитательной системы МОУ «Гимназия»

Практика показывает, что, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции в решении проблем обеспечения единства учебно-воспитательного процесса, необходимо более активное участие всех уровней государственной власти в создании условий для полноценного воспитания подрастающего поколения, их гражданского становления.

Сегодня стираются грани между добром и злом, между нравственным и безнравственным, но школа, являясь одним из главнейших институтов, осознавая свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения.

Только активное сотворчество детей и взрослых способствует решению проблемы саморазвития и самостроительства человека. Воспитание без самовоспитания неполноценно. Самовоспитание же начинается с самопознания. Решение современных целей и задач модернизации российского образования предполагают использование как традиционного знаниевого подхода, так и гуманистического, который способствует созданию условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагает вовлечение в этот процесс самого ребенка.

Осуществляя социальный заказ общества и инновационного ОУ на выпускника конкурентно-способного, умеющего адаптироваться в быстро изменяющихся условиях и способного творчески преобразовывать реальную действительность, возникла острая необходимость создания такой воспитательной системы, которая отвечала бы потребностям, возможностям школы, семьи современным требованиям.

Под воспитательной системой гимназии мы понимаем весь образовательный процесс как интеграцию учебных занятий, внеурочной деятельности и общения внутри ОУ и за его пределами.

Данная воспитательная система имеет сложную структуру, состоящую из отдельных компонентов, скрепленных системными связями, такими как:

  • цель и задачи, выраженные в исходной концепции;

  • субъекты деятельности, ее организующие в ней участвующие;

  • среда системы, освоенная субъектами;

  • деятельность, обеспечивающая реализацию;

  • отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в сообщество;

  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Моделируя воспитательную систему, мы исходили из того, что будет определять ее лицо, что послужит основанием для ее становления и развития. Глубокий анализ воспитательных систем Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш., КараковскогоВ.А. позволил определить ведущие подходы. В основных теоретических положениях концепции воспитательной системы МОУ «Гимназия» нашел подтверждение тезис о том, что не следует рассматривать подходы знаниевый и гуманистический (личностно-ориентированный) как взаимоисключающие.

Отсюда, цель воспитательного процесса гимназии: создание культурно-образовательной среды как средства саморазвивающейся личности гимназиста.

Ведущие задачи:

  • физическое совершенствование: укреплять здоровье и санитарно-гигиеническую культуру;

  • воспитание сознательного отношения к учению: развитие познавательной активности и культуры умственного труда;

  • формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности;

  • формирование и развитие основ эстетической культуры;

  • воспитание потребности трудиться на личное и общественное благо, подготовка к сознательному выбору профессии;

  • подготовка учащихся к выживанию в нестабильном обществе, выработка защитных механизмов, умение творчески преобразовывать реальную действительность.

Реализация данной цели и задач, потребовала осуществления двух ведущих подходов педагогики, раскрывающих основные принципы воспитания:

  • двуединства и равноценности сфер воспитательной и образовательной в развитии личности,
  • деятельностного подхода,

  • гуманизма,

  • природосообразности,

  • личностно-ориентированного подхода.

Анализ основных принципов позволил нам выделить несколько концептуальных положений.

Первое положение определяет основу воспитательного процесса в гимназии; с  одной стороны, это учебный процесс как основа воспитательного воздействия на ученика. Учебная деятельность без исключения – это объект всеобщего уважения. В то время как его отсутствие, делает бессмысленным все другие воспитательные воздействия на учащегося.

Однако, с другой стороны, образование в рамках гуманистического подхода – это становление человека, обретение им самого себя, своего образа, неповторимой индивидуальности. Для нашего гимназиста – это модель выпускника.

  1. Физическое здоровье.

  2. Общая культура.

  3. Нравственная ориентация на социально-значимые ценности.

  4. Готовность к жизни в сферах экономики, экологии, научной, информационной, нравственно-правовой.

  5. Способность к реализации в учебно-практической и коммуникативной деятельности.

  6. Стремление к творческому преобразованию реальной действительности.

Соответственно этому, гимназическое образование отличают такие составляющие его компоненты, как:

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (здоровье, этическая культура, готовность к социальной жизни, воспитание творческой личности).

Цель: введение учащихся в мир ценностных ориентаций. Согласно концепции, реализация этой цели – это: Создание культурно-пространственной среды как фактора формирования саморазвивающейся личности.

Образовательная среда: учебная и внеучебная деятельность.

Внеучебная деятельность

Внеучебная деятельность направлена на обеспечение и дополнение учебного процесса. Она включает в себя следующие формы:

  • Проведение организационных собраний с детьми для подведения итогов и постановки задач.

  • Кружки (студии) художественного, интеллектуального и интеллектуально-игрового творчества (студии отдельных видов искусств, кружок математики, шахматный кружок и др.).

  • Проведение в гимназии праздников, концертов, игр, конкурсов, экскурсий, посещение спектаклей, концертов.

  • Работа спортивных секций, посещение бассейна, туристические походы, другие оздоровительные мероприятия.

При организации кружков и студий гимназия привлекает специалистов по профилю кружка (студии).

Условия образовательной среды гимназии отличают:

  • Гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса.

  • Демократические принципы и стиль управления учреждением.

  • Разумная дисциплина и порядок как условие защищенности в образовательном пространстве.

  • Возможность проявления детских инициатив и поддержки со стороны взрослых.

  • Предметно-пространственное окружение (продуманный интерьер).

  • Социально-поведенческое обеспечение (ряд нормативных документов).

  • Событийное окружение (любое значительное событие – победы в олимпиадах, дни рождения – становятся сенсацией дня).

  • Информационное окружение (наличие электронного табло, подключение к сети Интернет).

  • Персоналии людей.

Для реализации концептуальных положений обозначены необходимые направления деятельности:

  • создание комфортных условий для сохранения физического, психического здоровья;
  • освоение образовательной, социальной, природной, предметно-эстетической среды,

  • установление и координация отношений и связей между всеми субъектами культурно-образовательного пространства;

  • выявление, становление и развитие одаренности.

КОГНИТИВНЫЙ (учебные планы, предметные программы, программы дополнительного образования).

Цель: формирование у школьников научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере.

Осуществление цели данного компонента опирается на следующие закономерности воспитательного процесса:

  • непрерывность, которая обеспечивается тем, что во время уроков процесс воспитания непосредственно осуществляет преподаватель, во внеурочное время – в школе – классный педагог, вне школы – родители;

  • единство педагогического авторитета, суть которого заключается в следующем.

В воспитательном процессе есть ведущий и ведомый. Ведомый (ученик) ориентируется на ведущего (педагога). Воля последнего есть закон, авторитет для первого, и в качестве такового должна быть определенной волей, единой волей.

Если педагогический процесс ведется несколькими субъектами (преподаватель, классный педагог, администрация, родители), то их воля должна представляться ребенку в виде единой, сводиться к тому, чтобы не подрывалось единство педагогического авторитета, а с ним и воспитательный процесс. Если ребенок следует за расходящимися авторитетами, то возникают неразрешимые для ребенка внутри личностные конфликты, нарушается целостность личности.

Для нее единство педагогического интереса устанавливается следующим образом:

  • разрабатывается научно-обоснованная система методов воспитательной работы;

  • устанавливается единая структура управления воспитательным процессом;

  • все противоречия по поводу воспитания, возникающие между субъектами процесса, решаются таким образом, чтобы учащиеся не только не были втянуты в них, но даже и не знали об их существовании;

  • координацию воспитательных усилий различных субъектов в каждом классе осуществляет классный педагог, поставленный для руководства этим классом.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ

Цель: развитие у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей для самоорганизации. Результат данного компонента в рамках концепции – это: обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, безболезненное вхождение его в жизнь общества, что возможно лишь через реализацию основных закономерностей воспитательного процесса, совместную деятельность, общение в определенной образовательно-культурной среде.

ЛИЧНОСТНЫЙ

Цель: обеспечение самопознания, развития рефлексивных способностей. Данный компонент выступает системообразующим, что существенно отличает концептуальные положения воспитательной системы гимназии от традиционной, т.к. главным субъектом воспитательного процесса является учащийся-воспитанник гимназии, в поступках которого есть личностный смысл, есть и личностная значимость учения. Но сложность, внутренняя противоречивость образовательного процесса могут привести к психической дезадаптации ребенка, вызвать у него длительную фрустрацию, неоправданное снижение самооценки, формирование стойкого негативного отношения к себе и к миру, пессимистическую жизненную позицию. Для предотвращения таких ситуаций необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • любые неуспехи ребенка оцениваются взрослыми в общении с ним как временные, преодолимые;

  • педагог в отношении к ребенку выражает веру в его способности и ожидание высоких результатов;

  • общение взрослого с ребенком включает в себя психотерапевтический момент, выражающийся в эмоциональном принятии, доверительности, открытости;

  • жизненное пространство в гимназии дает возможность произвольного выбора дистанции в общении с окружающими, снятия излишнего напряжения;

  • целенаправленно ведется формирование психических качеств ребенка, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, стабильную и здоровую Я-концепцию, независимо от возникающих жизненных сложностей.

Второе положение данного подхода определяет отношение педагога к ребенку, выбор оптимальных педагогических технологий.

Гуманистическая позиция педагога к ребенку – педагогическая помощь и поддержка.

Предметом педагогической поддержки в рассматриваемой концепции, вслед за О.С.Газманом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, образе жизни.

Основные субъекты воспитательного процесса гимназии:

Преподаватель.

В соответствии с принципом воспитательного процесса преподаватель является одним из главных субъектов воспитания и осуществляет воспитательное воздействие через:

  • профессиональное владение своим предметом, творческое отношение к нему; непримиримое отношение ко всяким проявлениям неуважения к своему предмету с любой стороны;

  • требовательность к учебе и поведению учащихся;

  • последовательность, твердость, справедливость в оценке результатов учебной деятельности детей;

  • уважение личного достоинства ученика, внимание к трудностям, возникающим у ребенка в процессе обучения;

  • уважительное отношение к коллегам и преподаваемым ими дисциплинам.

Мы выделяем 4 уровня готовности у преподавателя к педагогическому творчеству (по О.Р.Черноусовой): базовый, оптимальный, творческий, исследовательский.

Классный педагог.

Каждый класс не имеет своего освобожденного классного педагога. Классный педагог:

  • контролирует посещаемость занятий учениками;

  • анализирует учебную деятельность каждого ученика в целом;

  • наблюдает за психологическим климатом в классе, за эмоциональным состоянием каждого ребенка;

  • контролирует состояние физического здоровья детей во время их пребывания в гимназии;

  • информирует администрацию, преподавателей, родителей об учебных делах, психическом и физическом состоянии учеников;

  • выявляет проблемы учебного, психологического, медицинского плана и решает их, при необходимости привлекая преподавателей, администрацию, родителей, психологическую, медицинскую и другие службы гимназии;

  • организует класс для учебных занятий и внеучебных мероприятий;

  • задает нормы внутригруппового взаимодействия, организует сотрудничество и соревнования детей, наказывает и поощряет, ставит задачи и подводит итоги жизни класса.

Выполняя возложенные на него задачи, классный педагог являет детям пример выполнения самых разных личностных функций и тем самым представляет ученику «модель» человека вообще. Следовательно, классный педагог является для ученика некоторым «универсальным» авторитетом.

Таким образом, деятельностное воздействие преподавателя через учебную дисциплину дополняется «универсальным» воздействием классного педагога.

Технология такой педагогической поддержки предполагает основной задачей преподавателя, педагога владение гуманитарным мышлением, т.е. способностью видеть в ребенке не ученика, а человека, который учится.

Родители.

Задачи, стоящие перед гимназией в образовании детей, настолько сложны, что их решения невозможно без активного участия родителей. Родители выполняют следующие воспитательные функции:

  • координируют свою воспитательную тактику с педагогическим коллективом гимназии, прежде всего – с классным педагогом;

  • ориентируют личное общение с детьми на культурные ценности (выходить в общении с детьми за пределы бытовых тем);

  • организовывают гимназический круг общения ребенка в соответствии с его потребностями и интересами, развиваемыми в гимназии;

  • при работе ребенка с различными источниками информации (книги, газеты, телевидение, радио, магнитофонные записи и пластинки) способствуют выбору ребенком информации, имеющей интеллектуальную и эстетическую ценность;

  • прививают ребенку гигиенические навыки, правила этикета;

  • организовывают выполнение ребенком домашнего задания, домашнюю подготовку к контрольным работам, зачетам, экзаменам.

Вовлечение родителей в эту работу предполагает такие виды деятельности, как:

  • Родительские конференции, семинары, в ходе которых родители знакомятся с задачами гимназии, с концепцией построения образовательного процесса в целом и с методикой воспитания;

  • Родительские классные собрания, на которых ставятся и обсуждаются текущие проблемы класса;

  • Консультации для родителей по отдельным образовательным дисциплинам, на которых родители получают конкретные методические указания по организации домашней работы детей;

  • Персональные беседы классного педагога с родителями отдельного ребенка, проводимые с целью оперативного взаимного информирования родителей и гимназии, а также разбора проблемных ситуаций, связанных с конкретным ребенком;

  • Консультационная  и психокоррекционная работа психолога с родителями «детей риска», «одаренных детей»;

  • Привлечение родителей для непосредственного участия во внеучебных мероприятиях.

Согласно данной концепции средствами поддержки ребенка являются следующие:

  • создание необходимого для ребенка эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества;

  • диагностика развития: выявление личных проблем, отслеживание процесса развития каждого ребенка.

Вслед за О.С.Газманом, механизмом педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем в рамках нашей концепции, выступают этапы взаимосвязанных действий, выполняемых школьником и педагогом: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.

Согласно ключевым идеям концепции нами разработаны критерии и показатели уровня воспитанности учащихся: 1-4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов, 10-11 классов.

Эти критерии мы рассматриваем вслед за Фридманом Л.М., как уровни воспитанности гимназистов и как самореализации и важнейшее условие становления индивидуальности школьника (по Газману О.С.).

Результат реализации концепции данной воспитательной системы – наш воспитанник, адекватно соответствующий «модели выпускника гимназии»», - согласно творческому преобразованию реальной действительности.

Содержание и формы деятельности по реализации воспитательной системы гимназии

1. Коллективные творческие дела

  • День Знаний.

  • Декада ко дню пожилых людей «Не оставь нас, доброта»

  • День учителя

  • Юбилейный вечер Смирновой В.А., заслуженного учителя РФ.

  • День гимназиста

  • Новогодние праздники: новогоднее представление  для 1 - 4 классов, новогодняя дискотека для 5 – 7 классов, новогодняя дискотека для 8 – 9 классов, новогодняя дискотека для 10 – 11 классов.

  • Рождественские забавы: веселые старты, спортивные состязания, игры на воздухе.

  • Праздник для жителей микрорайона Ланошино «Отворяет Рождество небеса».

  • Участие в благотворительном марафоне «Рождественский подарок»

  • Вечер встречи с выпускниками «Вечер школьных друзей»

  • Праздник 8 марта «Весна приходит к нам»

  • Участие в акции «Марш парков»: благоустройство гимназического парка. Работа по созданию дендропарка.

  • Участие в городской акции «Вахта памяти», посвященной Дню Победы.

  • Последний звонок «До свидания, гимназия»

  • Итоговый праздник «Мы строим дом»: награждение по итогам года, творческий отчет.

  • Организация летнего труда и отдыха.

  • Участие в работе летнего спортивно-оздоровительного лагеря.

  • Выпускной вечер, вручение аттестатов.

  • Подготовка к «Неделе образования».

  • «Неделя образования»

2. Профилактика здорового образа жизни

  1. Создание предметно-пространственной среды для активной двигательной деятельности воспитанников 1 – 6 классов: холл для подвижных игр; игротека с настольными играми; музыкальное оформление перемен; видеозал.

  2. Организация общественно-полезного труда в целях поддержки санитарно-гигиенического состояния классных комнат, внутреннего  интерьера  и внешнего экстерьера: доработать функциональные обязанности дежурного по классу и по гимназии, генеральная уборка закрепленных помещений, сезонные работы в гимназическом парке.

  3. Анализ здоровья детей по результатам углубленного обследования.

  4. Профессиональная гигиеническая подготовка учителей: факторы, влияющие на формирование и здоровье; гигиенические принципы решения дел; гигиенические принципы нормирования учебной деятельности; факторы, способствующие возникновению переутомления у учащихся.

  5. Работа лекторской группы ЗОЖ:

  6. Темы: «Сбалансированное питание и личная гигиена»

    «Физические упражнения и закаливание»

    «Гигиена питания»

    «Физиологические критерии здоровья»

    «Физическая культура»

  7. Создание условий для занятий спортом: работа секций; спортивные соревнования; Дни здоровья; туристический слет; показательные выступления спортсменов; спортивные праздники.

  8. Организация питания для всех социальных групп: малообеспеченных, многодетных, опекаемых.

3. Гражданско-правовое воспитание

  1. Оформление визитной карточки МОУ «Гимназия»: символика гимназии, нормативно-правовая база.

  2. Основы правовых знаний. Формирование нравственного самосознания, ответственности за свои  действия и поступки. Цикл бесед о правах и обязанностях воспитанников гимназии. Встречи с инспектором ГИБДД Лисицыным В.В. и инспектором ПППН Платашовой С.В.

  3. Воспитание у учащихся здорового национального самосознания любви к Родине формирование гражданской позиции. Государственные символы РФ.

  4. Реализация программы « Основы потребительских знаний».

  5. Профориентационная работа. Современные тенденции в развитии общества и правильный выбор профессии. Встречи с Шабалиной Т.А., Быковым Л.И.

4. Нравственно-патриотическое воспитание

  1. Реализация авторских программ: «Фольклор и краеведение»; «Наш дом»; «Народные промыслы».

  2. Вахта Памяти. Поздравление ветеранов войны и труда микрорайона Ланошино. Участие в митинге и шествии, возложение венков и цветов к братским захоронениям.

  3. Уроки христианской нравственности.

  4. Подготовка материалов к созданию музейной экспозиции: «Мыслю - следовательно, существую».

  5. Календарь «Победные Дни России» по крупным историческим событиям в кабинете истории.

  6. Олимпиада по краеведению «Что было, то было».

  7. Традиционный вечер встречи с выпускниками.

  8. Итоговый праздник «Мы строим дом».

5. Эстетизация личности и среды

  1. Организация постоянно действующей экспозиции художественного творчества.

  2. Выставки детского творчества, посвященные: Дню матери, Дню семьи, красу осеннюю», «Рождественский и пасхальный подарок».

  3. Цикл классных часов по этике поведения.

  4. Цикл классных часов об искусстве красиво и модно одеваться.

6. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в рамках реализации программы «Одаренные дети»

  1. Формирование потребностей в здоровом образе жизни

  2. 1.1. День регулирования и коррекции. Цель: Выявление состояния и уровня здоровья учащихся в режиме школьного дня

    1.2. Оперативное совещание по результатам ДРК.

    1.3. Консультации с классными руководителями по организации психолого-педагогической поддержки у данной категории детей.

    1.4. Встреча-консультация с родителями данной категории детей.

  3. Реализация программы развития одаренных учащихся

  4. Конференция «Одаренныйребенок в социуме».

7. Организация дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении

  1. Договорная основа с учреждениями города: культуры, внешкольные центры, общественные организации, клубы по месту жительства.

  2. Интеграция основного и дополнительного образования: ОИВТ, технология, естественные дисциплины (краеведение, экология, туризм), музыка (хоровое и вокальное пение), уроки физической культуры, ОБЖ и занятия спортом.

  3. Платные образовательные услуги по предметам: математика, русский язык, физика, химия, биология.

Hosted by uCoz